конференции
Семейный бизнес и преемственность поколений: новая "старая" ситуация
О мероприятии
Онлайн
Тема преемственности бизнеса и благосостояния оказывается актуализированной не только в предпринимательском сообществе. За последние 10-15 лет накопилось достаточно исследований в этой области. Тема сложная для нашей страны и для общества. Ключевой вопрос тут - а почему российское общество и "рядовой гражданин" должны в принципе интересоваться этим вопросом, о чем-то волноваться и чего то хотеть? С другой стороны, проблематика преемственности органично входит в проблематику развития института частной собственности, оказывается одним из фундаментальных элементов в его очень непростой истории. Особенно на фоне всех политических и социально-экономических изменений последних полутора лет. Эти события накладываются на долговременный тренд и процесс: первое поколение предпринимателей, начинавших свое дело в 90-х и в начале 2000-х, естественным образом подходит к вопросу преемственности. Где я, моя семья и мой бизнес планируем быть в обозримом будущем? Как передать бизнес наследникам? И нужно ли это делать? А как передавать активы? Как уберечь семью от рисков, связанных с бизнесом, и как уберечь бизнес от рисков, продуцируемых семьей? Как учесть страновые риски, динамику национальных и международных институтов?
Исследования показывают, что "первое поколение" оказалось неготовым (по большей части) решать эти вопросы (Е. Рождественская, А. Чепуренко, В. Мисютина, И. Климов и др.). Как правило основным "драйвером" темы преемственности в семьях предпринимателей оказываются "дети" отцов-основателей, "второе поколение". Их подход к теме заметно отличается от подхода родителей. Комплекс вопросов, подходов, решений, глубина проработки темы в головах одних и других складываются в своего рода "формулу преемственности", и эти "формулы" лишь отчасти совпадают и могут быть транспонированы одна в другую.
Идея секции состоит в том, чтобы обсуждать тему преемственности и роли семья в бизнесе не вообще, а применительно к опыту "второго поколения". Специфика его представителей в том, что они раньше своих отцов столкнулись с этими сюжетами, получили негативный (как правило) или амбивалентный опыт семейного диалога по этой теме, а зачастую вынужденно оказывались экстремальной ситуации (в случае внезапного ухода родителя из жизни). Ключевая идея - обсудить, как второе поколение осмысляет этот опыт и как планирует перенести его уже на своих детей.
Программные директора секции

конференции