Назад к программе
конференции

Образование и профессия: стратегии и практики в новой реальности

27.05.2023 15.00-17.00
ВидеоПодборка данныхСтенограмма

О мероприятии

Онлайн


Не первое десятилетие редкое рассуждение о перспективах образования, профессий и карьер обходится без упоминания общественных трансформаций, но с каждым годом неопределенность только нарастает. Но если раньше о неопределенности говорили скорее в контексте возможностей – глобальности, открытости и поиска креативных инструментов, то начиная с периода пандемии на первый план вышли проблемы ограничений – адаптации к локальным вызовам, замкнутости и терминальной уязвимости. Пространство реализации трансформируется, приоритеты меняются, горизонты планирования сокращаются. Это приводит к неминуемым конфликтам между традиционными подходами к формированию стратегий в образовании и профессии с возможностями для их реализации. Например, возраст профориентации снижается, а походы к ней стандартизируются, но признается, что уже практически невозможно приобрести одну профессию на всю жизнь. Или школьники гипотетически стремятся работать в госструктурах, но в реальности предпочитают проектную работу и не готовы к жесткому графику. Карьерный успех уступает первенство жизненному балансу. И таких противоречий множество. Ответом на возникающие несоответствия становятся новые способы поведения и индивидуальные практики в образовании и профессии, которые и будут обсуждаться в рамках секции.

Вопросы для обсуждения

  • Есть ли смысл стратегий в период высокой турбулентности? На что они могут опираться? Есть ли будущее у традиционной карьеры – «одна профессия на всю жизнь»? Как профориентировать в новой реальности?
  • Какие факторы являются значимыми при выборе поведения в образовании и профессии? Есть ли поколенческие особенности установок и поведения в этих сферах?
  • Какие альтернативы традиционной карьеры становятся новой нормой (самозанятость, фриланс, гибридные профессии, множественная смена профессий в течение карьеры, предпринимательская активность и пр.)?
  • Какие компетенции выходят на первый план и становятся наиболее востребованными? Какие образовательные практики наиболее перспективны в обсуждаемом контексте?

Спикеры

Алтухов Виталий Владиславович
Профилум, директор по исследованиям и разработке
Тема доклада: «Роль карьерной грамотности в самоопределении»
Амбарова Полина Анатольевна
Уральский федеральный университет, профессор кафедры социологии и технологий ГМУ
Тема доклада: «Ранняя академическая карьера в условиях трансформации академической профессии»
Ядова Майя Андреевна
ИНИОН РАН, заведующая отделом социологии и социальной психологии
Тема доклада: «Трансформация профессиональных траекторий молодежи в условиях социальной турбулентности»
Дымарская Ольга Яковлевна
Институт образования НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник
Тема доклада: «Успешные карьеры взрослых миллениалов: ожидания и реальность»
Дроздова Ольга Юрьевна
Агентство социальной информации, руководитель проектов и программ
Тема доклада: «Самореализация как мотив работы в некоммерческом секторе»
Бершадская Маргарита Давыдовна
НИУ ВШЭ, заведующая центром развития социологического образования
Тема доклада: «Новое поколение для нового поколения: что ожидать от четвертого поколения ФГОС?»

Участники дискуссии

Павленко Екатерина Сергеевна
Институт образования НИУ ВШЭ, старший преподаватель
Шевчук Андрей Вячеславович
НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник

Модератор секции

Косарецкий Сергей Геннадьевич
Институт образования НИУ ВШЭ, директор центра общего и дополнительного образования имени А.А.Пинского

Формат

Онлайн

Программные директора секции

Дымарская Ольга Яковлевна
Институт образования НИУ ВШЭ
Назад к программе
конференции
Контакты для связи
conference@wciom.com
+7 495 748 08 07
Программа конференции
Наталья
Седова
nnsedova@wciom.com
+7 903 173 44 16
Сотрудничество и организационные вопросы
Анна
Кириленко
kirilenko@wciom.com
+7 903 790 70 49
Информационное партнерство
Яна
Ширяева
shiryaeva_y@wciom.com
+7 985 091 21 21